bash.im ithappens.me zadolba.li
12465

Принцип наименьшего удивления

30 июля 2014, 07:12

Здравствуйте. Я фрилансер, программист. Делаю сайты. Работаю так уже 18 лет. Мне самому 36. Ровно половина жизни, да. Помню, как в 18 получил первый коммерческий заказ и летел на крыльях в офис заказчика. Но налажал. Обидно, хоть и говорят, что первый блин комом. С тех пор набрался опыта, стал сначала разбираться в технологиях, а затем понимать, что заказчика технологии не особо волнуют.

Часто работаю со студиями. Основной контингент — начинающие студии, которые ещё не могут содержать программиста в штате, поскольку у них случается один проект в полгода. Со временем у большинства таких студий проектов становится больше, они начинают приносить больше доходов, но и на разработку затраты возрастают. В какой-то момент студии становится дешевле нанять пяток негров за 40 тысяч рублей, и мы расстаёмся друзьями. Но пока это не произошло, случается всякое.

Может, и не написал бы, если бы один случай, как под копирку, не произошёл уже в третий раз.

Проект начинается как простой. Нарисован лёгкий дизайн, в техзадании описаны вполне разумные требования, цели проекта предельно ясны, бизнес заказчика понятен и вопросов не вызывает. Но проект затягивается — порой даже на год. Начинают сыпаться противоречивые требования, про техзадание уже все забыли. Я начинаю выставлять счета на допработы, менеджеры в компании с директором студии пытаются их оспаривать. Время от времени происходят встречи-совещания, в которых принимают участие представитель заказчика, я и несколько менеджеров от студии. На таких встречах картина проясняется, и кажется, что ещё вот-вот, совсем немного, и проект можно сдавать. На таких встречах я обязательно оставляю представителям заказчика свою визитку.

На следующий день от менеджеров поступают указания, противоречащие результатам встречи. Ладно, выставляю очередной счёт и делаю, что сказано. Заказчик недоволен. Менеджеры тяжко вздыхают и молвят: «Да, тяжёлый клиент».

И вдруг проект неожиданно завершается, принимается и оплачивается. Даже несмотря на то, что работы из списка «Re: re: re: Re: Окончательный финальный №  69, версия 8 с дополнениями» ещё не завершены. На следующий день у меня звонит телефон. Кто говорит? Да тот самый заказчик:

— Вы работаете только со студией или можно с вами напрямую?

— Можно напрямую!

В течение ближайших пары недель мы с заказчиков без участия десятка менеджеров приводим сайт в пригодное для работы состояние. Выясняется, что заказчику совершенно не важно, каким шрифтом набран текст, поэтому мы выкидываем двенадцать нестандартных шрифтов, про которые мне менеджер рассказывал, что «это критично для заказчика», и которые грузились до полминуты на среднего качества линии связи. Мы выкидываем вырвиглазные цвета, которые менеджеры, опять же, объявляли критичными для заказчика, и меняем их на более лёгкие для восприятия. Мы меняем авангардную процедуру оформления заказа, которую понимал хорошо если один покупатель из ста, на стандартную, понятную всем.

Да, получается не экспонат для Awwwards, но нормальный работоспособный сайт, который предоставляет услуги и товары своим посетителям и приносит прибыль хозяину. Все довольны. Даже студия, разместившая этот сайт в своём портфолио.

Так всё это я к чему? Давайте уже понимать, когда хорошо сделать оригинальный и нестандартный дизайн, поэкспериментировать в области UX, а когда стоит сделать рабочий инструмент для человека, который за это вам заплатил. Если хотите блеснуть оригинальностью, запустите свой стартап и на нём блещите. А если к вам пришёл человек с деньгами и просит сделать интернет-магазин, который будет продавать его товары, прислушайтесь и сделайте стандартный удобный вариант по принципу наименьшего удивления. И всем будет счастье.