Некоторые полагают, что цифровая техника несколько непедагогична, поскольку позволяет исправлять сделанные ошибки, приучая к мысли о наличии такой же возможности и в жизни. Проиграв компьютерную игру, можно начать её сначала, неправильно набранный символ — стереть, и так далее.
На самом деле цифровая техника от этой мысли может и отучать. После format С:
или rm -rf /
обратной дороги нет (или она тернистая/дорогая), высланное «мыло» — не воробей, а попавшись на взломе, уже не «распопадёшься».
Традиционная же аналоговая техника в некоторых случаях позволяет исправлять ошибки не хуже цифровой. Магнитную фонограмму можно стирать, ловко редактировать кнопкой «трюк», ошибки в карандашных записях, чертежах и рисунках — исправлять ластиком, в масляной живописи — закрашивать неудачные фрагменты и писать поверх них. Впрочем, о непедагогичности карандаша тоже иногда говорят.
Недавно я расширил круг своих интересов эмуляцией Atari ST. Отдельная кнопка Help (хотя F1 уже есть) меня удивила не сильно. Но отдельная кнопка Undo! Вот уж действительно — пессимист разгадывает кроссворды карандашом. Может быть, потому-то и линейка машин, всю свою историю шедшая вровень с ещё не «Маками», а «Макинтошами», что по характеристикам, что по дружественности интерфейса к гуманитариям, а по дружественности к музыкантам — даже превосходящая, в начале девяностых сошла с дистанции.
Урок нам всем на будущее: не будем пессимистами! Последствия пессимизма с трудом поддаются исправлению. Хотя в данном случае поддались. Архитектура снова жива: под неё пишут опенсорс, выпускают современные аппаратные клоны и эмуляторы с лицензионно чистыми прошивками. Оптимизм победил!